На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Районная неделя

29 подписчиков

Свежие комментарии

В Москве отметили День водолаза

Профессия водолаза считается одной из самых трудных и опасных

Профессия водолаза считается одной из самых трудных и опасных. Mos.ru выяснил, в каких службах города задействованы водолазы, чем они занимаются, почему спуск под воду — дело только настоящих мужчин и что таится на дне столичных водоемов.

5 мая в России отмечают День водолаза. Праздник учредили в 2002 году, к 130-летию открытия в Кронштадте первой в мире водолазной школы, хотя история водолазного дела в России насчитывает несколько веков.

Здесь мало романтики

Поиск сокровищ, исследование дна и подводных обитателей — образ водолазов романтичен только в фильмах. Сегодня представители этой профессии задействованы на военных объектах, в составе городских служб и спасательных подразделений. В отличие от дайверов, водолазам приходится работать в условиях практически нулевой видимости, каждое погружение для них — это риск. Именно поэтому в России для женщин профессия водолаза официально под запретом.

На страже жизни без скидок на погоду

Поисково-спасательный водолазный отряд создан 30 января 1998 года в структуре Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах (МГПСС). С тех пор его представители работают круглосуточно, невзирая на погоду и время года.

«У нас в штате 27 человек, 15 из которых в должности водолаза, — рассказывает Денис Гусев, начальник поисково-спасательного водолазного отряда ГКУ „МГПСС“. — Мы занимаемся обеспечением безопасности населения на водных объектах, извлечением утонувших людей, часто работаем с полицией по поиску вещественных доказательств и обеспечиваем безопасность городских мероприятий на воде. Также на нас возложен контроль за чистотой на акватории зон купания, мы освидетельствуем пляжи перед открытием сезона. Если есть необходимость, выполняем и подводно-технические работы».

Обычно водолазы работают в тандеме со спасателями на воде. Около основных зон купания и пляжных территорий за безопасностью жителей круглосуточно следят сотрудники поисково-спасательных станций. Таких станций в разных частях города 24. Например, ППС «Левобережная» охватывает акваторию канала имени Москвы возле северной части МКАД, Химкинское водохранилище и часть Бутаковского залива. ПСС «Строгино» занимается акваторией Строгинской поймы и Чистого залива, также свои поисково-спасательные станции есть в Зеленограде и ТиНАО. На больших территориях за акваторией следят на автомобилях и катерах, а для передвижения по мелководью и льду спасатели используют судна на воздушной подушке. В среднем ежедневно проходит почти 149 патрулирований на плавсредствах и 58 — по берегу.

Водолазный отряд привлекают для патрулирования зон у воды, где нет спасательных станций. Дежурные следят за безопасностью жителей, летом проводят профилактические беседы о запрете купания в непредназначенных для этого местах, а зимой предупреждают рыбаков и отдыхающих об опасности выхода на лед.

«Как правило, везде на водоемах есть информационные знаки о запрете купания и выхода на лед. При происшествиях обычно вызывают службу 112, и там уже оперативный дежурный, в зависимости от места, вызывает ближайшее спасательное подразделение или наш водолазный отряд. В зонах с купанием есть телефоны спасательных станций, также можно обратиться непосредственно к дежурному ГКУ „МГПСС“ по телефону: +7 (916) 930-64-47», — уточнил Денис Гусев.

В прошлом году в зонах ответственности поисково-спасательных станций было зарегистрировано 118 происшествий. Удалось спасти 117 человек и восемь животных, 196 пострадавшим оказали первую помощь. Поисково-спасательный водолазный отряд выполнил порядка ста выездов для проведения подводно-технических и поисково-спасательных работ и обеспечения безопасности водных мероприятий.

Денис Гусев отметил, что в зимний период работа водолазов осложняется низкой температурой воды и наличием льда:

«Работаем круглый год, погружаемся под лед, если есть необходимость. Как правило, зимой поступают вызовы о провалившихся под лед рыбаках, а из-за гололеда увеличивается число автомобилей, которые вылетают с набережных в реку. Извлекаем автомобили и пострадавших, если они есть. Людям редко удается выбраться самостоятельно».

Даже в условиях распространения коронавируса спасатели продолжают следить за безопасностью горожан. Попавшим в трудную ситуацию оказывают всю необходимую помощь, а для предупреждения жителей о запрете купания и соблюдении режима повышенной готовности используются мегафоны.

В штатном режиме идет подготовка к летнему сезону. Спасатели закончили первичное обследование пляжей и зон отдыха у воды, а после 6 мая начнутся проверки безопасности акваторий для купания.

Дело техники: почему роботы важны, а человек незаменим

За последние годы техникой нового поколения укомплектовано уже 19 поисково-спасательных станций. На дежурства заступили судна на воздушной подушке, катера оснастили современными спасательными средствами. Отряд получил новый водолазный автомобиль и снегоход с отапливаемой кабиной, позволяющие специалистам работать в комфортных условиях. В распоряжении спасателей также приборы для измерения толщины льда и эхолоты.

«В прошлом году закупили телеуправляемый необитаемый аппарат — это робот с камерой, который погружается под воду и передает изображение на поверхность. Как правило, он используется, если нет возможности спустить водолаза или существует большой риск для жизни спасателя. Сначала осматриваем роботом, а потом принимается решение, погружать водолаза или нет», — отметил руководитель отряда.

Но никакие современные средства не заменят человека. Команда спасателей состоит из специалистов с большим опытом, устойчивой психикой, точно знающих и выполняющих свои обязанности. «Чтобы попасть в отряд, водолаз должен быть как минимум шестого разряда, с большим опытом. У нас нет текучки, коллектив давно сложился и люди работают не один десяток лет, некоторые — еще с основания отряда», — уточнил Денис Гусев.

Каждый спуск — это риск

Путь водолаза Сергея Бабушкина в поисково-спасательном отряде начался в 2005 году.

«В профессию спасателя я пришел из туризма. Просто понравилось, и решил себя попробовать. А водолазом работаю с 2010 года. Для этого необходимы физическая подготовка, желание, самое главное — чтобы что-то было в голове», — говорит сотрудник поисково-спасательного водолазного отряда ГКУ «МГПСС» Сергей Бабушкин

За свою карьеру Сергей неоднократно участвовал в спасении и поиске людей, извлечении автомобилей из воды, а также помогал правоохранительным органам в поиске улик.

Поиск в городах осложняется плохой видимостью. В среднем это 20–40 сантиметров, в редких случаях предметы различаются на расстоянии метра.

«Если ориентир — какой-то автомобиль, понятное дело, что он большой, его не пройдешь. В основном знаешь, что должен найти. Из улик это часто ножи, пистолеты, телефоны и ноутбуки», — отметил Сергей Бабушкин.

По словам водолаза, при погружении можно найти что угодно. Например, спасатели натыкаются в московских водоемах на самокаты, велосипеды и мопеды, находили якоря.

Однако нахождение под водой — это не развлечение, а постоянный риск. Поэтому водолазы строго соблюдают технику безопасности и работают командами. Один человек спускается под воду, его с суши страхует еще один водолаз, а обеспечивающий помогает подносить снаряжение.

«Каждый спуск — это риск, ты не знаешь, что там тебя ждет. Можно запутаться в старой рыболовной сети, зацепиться за корягу или еще что-то, но для нас, профессионалов, это не представляет большую опасность», — подчеркивает Сергей Бабушкин.

От дюкеров до коллекторов: водолазы в городе

Еще несколько лет назад городу для проведения работ под водой приходилось нанимать профессионалов из частных компаний. Сегодня ремонтом подводных промышленных коммуникаций и очисткой водоемов занимается несколько служб.

Первая водолазная служба для нужд города появилась в 2014 году на базе ГУП «Мосводосток». Специалисты отвечают за обследование и очистку открытых русел рек и подземных коллекторов от ила, подводный ремонт коммуникаций, благоустройство территории и подготовку к купальному сезону, а также утилизацию утонувшей техники.

«В управлении водолазных работ 20 человек — водолазы пятого и шестого разрядов, — говорит Владимир Кузнецов, водолаз-специалист управления водолазных работ Мосводостока. — Они разбиты на четыре водолазные станции (бригады). Каждая бригада занимается своей работой. Одна команда делает водовыпуски на Яузе, чтобы вода не собиралась на асфальте (некоторые выпуски были раньше залиты бетоном), вторая бригада работает на реке Нищенке — самой проблемной в Москве. Третья бригада задействована на реке Котловке, где вода более чистая. Четвертая занимается оборудованием наших понтонных площадок, самоходной техники, и она же аварийная, всегда готова выехать в течение 20 минут».

Желающие попасть на работу должны три месяца отучиться в водолазной школе и получить четвертый разряд. Начинающим придется сначала поработать на поверхности, и только через год они смогут пойти на повышение разряда.

«Водолаз пятого разряда уже допускается до обследования технических сооружений и поиска затонувших предметов. После того, как набирается больше тысячи часов работы под водой, водолаз может пройти обучение и получить шестой разряд. Такие специалисты занимаются резкой металла и сваркой, могут руководить спуском», — уточнил Владимир Кузнецов.

Сам он пришел в Мосводосток три года назад в качестве главного специалиста, имея за плечами колоссальный опыт работы. Вся его жизнь связана с водой. Он начал работать водолазом в 1989 году, после окончания школы поступил в Кронштадтскую водолазную школу. Затем были три года на флоте, переход в экспедицию подводных работ особого назначения и служебные командировки.

Из многочисленных заданий водолазу особо запомнился подъем самолета времен Великой Отечественной войны на озере Глубоком в Псковской области.

«Информация об истребителе сохранилась в архивах. Раненый летчик посадил машину на лед в 1942 году. Когда немцы наступали, самолет так и был на льду, а весной ушел на дно. Найти его попросили местные жители. Мы нашли и достали. Самолет сохранился, только крылья отпали. А летчик тогда выжил», — рассказал Владимир Кузнецов.

В Москве тоже случались интересные находки. Так со дна Кольского пруда водолазы достали три машины советских времен: «запорожец», «жигули» и «москвич». В прошлом году водолазы проводили работы по подъему в Кожуховском затоне парохода «Казань» 1957 года постройки и земснаряда на противоположном берегу.

Есть и забавные истории. Одна из них произошла на Северной Двине при осмотре трубопровода под Архангельском. «Запустили робота для внутреннего осмотра дефектов трубы, а он застрял в ней, — вспоминает водолаз. — Чтобы достать, пришлось спуститься на глубину около 12 метров. Из-за особенностей воды там практически нулевая видимость. И вдруг сначала из рук словно вырвали электроды, потом пассатижи и молоток. Пошел смотреть ближе, оказалось, что все прилипло к трубе, так как от робота (он идет с датчиками и магнитами) труба сильно намагнитилась».

Помощь городскому хозяйству

По словам Владимира Кузнецова, основные обязанности водолазов Мосводостока — очистка и ремонт коллекторов и водоемов: «Есть коллекторы и три тысячи диаметром. Водолаз туда заходит и начинает убирать иловые отложения, проводить очистку на длину коллектора 100–150 метров».

Роботов не применяют: при такой работе почти не бывает мест с затрудненным доступом. Оборудование для резки и варки металла используется такое же, как на земле. При этом иногда водолаз может попросить перенести время спуска или отказаться от работы.

«Причиной может служить как обычный насморк, так и просто плохое предчувствие. В этом случае работник докладывает старшине, у нас к этому нормально относятся, ведь водолазы тоже суеверные. Можно отказаться от погружения раз-два, но, конечно, не постоянно», — уточняет водолаз.

Подводных специалистов активно привлекают к благоустройству столицы. Последним серьезным проектом стала работа водолазов Мосводостока совместно с ГБУ «Гормост» на Северном речном вокзале. «Мы провели детальное обследование от шестого до первого причала, укрепляли причальную стенку, делали срезку свай», — отметил Владимир Кузнецов.

В этом году запланированы большие работы на Яузе, предстоит очистить от ила и мусора семь километров реки от Глебовского моста до гидроузла на бульваре Академика Туполева. В мае должны начаться обследование и подготовка к купальному сезону водоемов от Троицка до Зеленограда. Среди них Белое и Черное озера, Школьный и Большой Садовый пруды и многие другие. Водолазам предстоит убрать весь мусор и крупногабаритные предметы, которые могут представлять опасность в местах купания. Но сейчас все графики скорректированы, большинство водолазов, как и остальные москвичи, остаются дома. Работают только пять человек из дежурной бригады.

На базе комплекса городского хозяйства Москвы также функционируют водолазные службы Мосводоканала и Мосгаза. Они помогают в строительстве и обсаживании подводных дюкеров и водопроводов. Так, в этом году началась прокладка 300-метрового подводного тоннеля для газопровода-дюкера «Новодевичий». Также планируется реконструировать четыре столичных подводных газопровода-дюкера — «Даниловский» (ведутся заключительные работы), «Новодевичий», «Химкинский» и «Тушинский».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх